Антиблокировочная система - ABS. Преимущества и недостатки АБС.


плюсы и минусы АБС

Считается, что система АБС не способна заменить высококвалифицированного водителя, но практически необходима для новичка за рулем. В чем же состоит принцип работы АБС?

Электроника занимала важное место в течение долгого времени в разработке автомобилей. Антиблокировочная система стала одним из первых и главных устройств, способствующих улучшению активной безопасности. Однако и по сей день не затихают споры, необходим ли этот "помощник" для водителя.


Известно, что эффективный контроль над автомобилем, в том числе над его торможением, зависит от сцепления колес с дорожным полотном. При потере сцепления при торможении с блокированными колесами, растет тормозной путь, и водитель теряет контроль над управлением. При торможении на скользкой поверхности квалифицированные водители держат колеса на пределе блокирования, используя прием прерывистого торможения. Частично, "техника" работы антиблокировочной системы заимствовала опыт, который использовался людьми. Если при вращении одного из колес автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой, появляются признаки блокировки, обороты становятся ниже предельного значения, система блока управления на основе показаний датчика оборотов посылает сигнал управления в соленоидальный распределительный клапан для завершения увеличения давления тормозной жидкости в тормозах для предупреждения полного блокирования. Для поддержания постоянного давления в тормозной системе используется специальный насос. Современная система анти блокирования не просто следит, чтобы колесо не было заблокировано, но и сравнивает обороты колес, а также регулирует тормозные усилия так, чтобы не допустить потерю курсовой устойчивости.


Оценим эффективность антиблокировочной системы на обычном для европейцев автомобиле. Имеем два покрытия: мокрый асфальт с коэффициентом сцепления 0,7 и укатанный снег - 0,14. В аварийной ситуации бывают следующие варианты действий водителя: работа только рулем без использования тормозов и использование рулевого управления в купе с подтормаживанием.


Рассмотрим обычную ситуацию: автомобиль тормозит на прямой со скорости 40 км/ч. На асфальте водитель может дозировать тормозное усилие, так что результаты не дают информации о превосходстве электроники. Но как только автомобиль попадает в снег, торможение с педалью "в пол" дает тормозной путь в 46 метров. Торможение опытного водителя на грани блокировки дает тормозной путь в 41 метр. При подключении современной АБС результат равен 37,4 метра. При торможении, начиная со скорости 60 км/ч, тормозной путь с АБС уменьшается уже на пять метров в сравнении с опытным водителем без электронного помощника.


Далее рассмотрим покрытие под названием "микст", когда под правыми колесами лед, а под левыми - асфальт. Рассматриваемый случай - на скорости 60 км/ч: с АБС тормозной путь составляет 37 м, без - 41 м. Но еще интереснее поведение автомобиля на таком покрытии. Из-за разности коэффициентов сцепления возникает разворачивающий момент, который даже опытный водитель не всегда сможет компенсировать поворотом рулевого колеса, а уж новичок - и подавно. АБС же поможет водителю.


АБС с мокрым асфальтом

Заход в поворот с АБС

Рассмотрим еще одну типичную ситуацию. Автомобиль заходит в поворот постоянного радиуса с мокрым асфальтом и превышением допустимой скорости. Водитель может просто отпустить газ и только за счёт работы рулем попытаться исправить ситуацию и все же войти в поворот или начать тормозить, с опасностью потерять курсовую устойчивость и вылететь с дороги. Итак, на мокром асфальте, где радиус поворота составляет 35 метров, и водитель работает только рулем, автомобиль может войти в поворот с максимальной скоростью в 67 км/ч, с подтормаживанием - 69 км/ч, а с использованием АБС - 79 км/ч. Существенно.

Теперь рассмотрим вход в поворот радиуса 50 м., но с ледяным покрытием. Без торможения максимальная скорость составит 61 км/ч, с торможением - 69 км/ч, с использованием АБС - 75 км/ч. Преимущество АБС хоть и меньше, чем на мокром асфальте, однако все так же существенны. Тогда возникает вопрос: если преимущества АБС так очевидны, то почему же любители погонять так не любят эту систему?

Дело в том, что мастер вождения при помощи педалей газа и тормоза не только разгоняется и тормозит, но и выполняет кучу других приемов пилотирования, которые обычным водителям недоступны. А электроника АБС по самой своей идее не позволяет колесам заблокироваться. А блокировка иногда выгодна. Например, в случае возникновения юза и, соответственно, разворота автомобиля поперек дороги, при бездействии водителя сцепление колес с дорогой вскоре все же восстановится, и тогда тяга потянет автомобиль в сторону. А кратковременное блокирование колес гасит интенсивность вращения, тогда как долгосрочная блокировка позволит автомобилю и дальше вращаться, возвратив, в конце концов, первоначальное направление движения.

Стоит помнить, что принципы вождения автомобиля с АБС и без нее разные.
Антиблокировочная система работает, когда превышается усилие на педали тормоза (допустимое значение на льду составляет 5-8 кгс). Следовательно, на автомобиле с АБС можно смело вжимать тормозную педаль в пол, а не слегка ее поглаживать стопой. На автомобилях с антиблокировочной системой очень чувствительные педали тормоза. Связано это с тем, что порог блокировки в таких автомобилях должен достигаться уже при малых усилиях на педали.

Что ж, подведем итоги.
Современные антиблокировочные системы предпочтительнее по сравнению даже с мастерством опытного водителя: они позволяют избежать аварийных ситуаций, правда, ограничивая варианты выхода из них. При торможении во время поворота АБС вызывают недостаточную поворачиваемость.

По теме:

Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti-lock braking system) — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы состоит в том, чтобы предотвратить потерю управляемости транспортного средства в процессе резкого торможения и исключить вероятность его неконтролируемого скольжения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Антиблокировочная_система




Раз в неделю дайджест с самыми популярными статьями от WorldAutoschool.ru